Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html
pz484.jpg

Statistics

Количество просмотров материалов
1579436

Сегодня

 

Министерство культуры Удмуртской Республики
Удмуртский республиканский музей изобразительных искусств

Режим работы Музея искусств

Понедельник — выходной
Вторник — 10:00-18:00 
Среда — 10:00-18:00 
Четверг — 10:00-20:00 
Пятница — 10:00-18:00 
Суббота — 12:00-20:00 
Воскресенье — 10:00-18:00

Ждём вас в музее!


Касса музея прекращает работу за 30 мин. до закрытия музея.

Информация по мастер-классам - на нашей странице ВКонтакте

 Запись на выставки и мастер-классы 8(3412)43-17-85, 89124485098

Музей в социальных сетях

  

 

 Выставки в музее

 

Выставка «Ижевск – 265. Вчера, сегодня, завтра», посвященная 265-летию города Ижевска.

В экспозицию воikb живописные и графические произведения известных удмуртских художников из коллекции музея, демонстрирующие Ижевск в прошлом; современные фотографии изображённых на картинах мест, а также виды этих же городских локаций будущего, сгенерированные искусственным интеллектом. Таким образом, зритель, представляя то или иное знаковое место Ижевска, знакомится с его историческим прошлым и одновременно может пофантазировать на тему изменения и трансформации конкретной городской локации в будущем. Как известно, Ижевск — крупный промышленный, торговый, научно–образовательный и культурный центр Поволжья и Предуралья, столица Удмуртской Республики. Город особенно знаменит оборонным и машиностроительным производствами, благодаря чему носит неофициальное звание «оружейной столицы» Российской Федерации. А 2 июля 2020 года Указом Президента Российской Федерации Ижевску было присвоено звание «Город трудовой доблести». Выставка расскажет об истории города со времени основания здесь железоделательного (1760), а затем оружейного завода (1807) до начала ХХI века.Так, открывает экспозицию парный исторический портрет, выполненный Заслуженным деятелем искусств УР Анатолием Олиным «Основатели города Ижа А.Ф. Дерябин и С.Е. Дудин» (1983). На портрете две знаковые для города личности — горный инженер Андрей Фёдорович Дерябин — основатель оружейного завода в Ижевске и Семён Емельянович Дудин — архитектор–градостроитель, осуществивший разработку проекта завода и прилегающих к нему жилых кварталов, ставших впоследствии важным историческим центром города. В центре композиции под развевающимся красным знаменем на белом, вставшем на дыбы коне, легендарный комдив Владимир Азин, напоминающий известного христианского героя — Георгия Победоносца. Вокруг Азина — его бесстрашные воины–красноармейцы. Картина отличается экспрессивной динамикой образного строя и яркой декоративностью колористического решения. Ижевск первой половины–середины ХХ века представлен полотнами мэтров ижевской живописи Николаем Косолаповым и Василием Жарским. Среди них: «Ижевск», «Строительство Ижевска», «Старый Ижевск» (1950) Н.А. Косолапова и «Пушкинская улица в Ижевске» (1957), «Ижевск в 60–е годы» В.А. Жарского. Эти небольшие, камерные по своему характеру пейзажи хорошо передают атмосферу города, являясь своеобразной летописью своего времени. Завершает экспозицию поэтичный, наполненный особой ностальгией живописный пейзаж ученика Бориса Постникова — ижевского художника Алексея Рычкова «Старый Ижевск» (2008). Сегодня Ижевск — современный, многогранный город. Многое в нем изменилось, но глядя на работы художников, можно вновь окунуться в атмосферу прошлого: узнать историю города, пройтись по старинной улице и вспомнить, как рос и расцветал Ижевск. Однако не менее интересно представить и пофантазировать, как будет выглядеть столица Удмуртской Республики в будущем, спустя годы и десятилетия. Выставка «Ижевск – 265. Вчера, сегодня, завтра» открыта с 15 мая по 6 июля 2025 года

 

 

 

Выставка «Лики природы»

 Выставка «Лики природы» открыта с 23 мая по 24 августа 2025 года, посвящена братьям нашим меньшим. В экспозицию вошли лучшие живописные, графические и скульптурные произведения западноевропейских, русских, советских и удмуртских художников ХVIII - начала XXI веков из коллекции музея.

Анималистика – изображение животных, один из самых интересных и древних жанров в изобразительном искусстве. Его история начинается со времен палеолита и достигает своего расцвета лишь к XIX веку. Анималистический жанр открывает богатый и разнообразный мир, бескрайний простор для полета творческой мысли, дает огромное количество образов и тем, учит наблюдать, изучать и воплощать в творчестве удивительные и прекрасные образы, созданные природой.

Одной из самых ранних работ, представленных на выставке является картина неизвестного русского художника второй половины ХVIII века «Птицы», выполненная в традиционной реалистической манере с использованием ярких контрастных цветов. Это камерное полотно, предположительно созданное как копия одной из работ голландского живописца-анималиста Мельхиора де Хондекутера (1636-1695), показывает целую куриную семью, включающую в себя курицу, петуха и цыплят словно общающихся между собой. Работа возможно является аллегорией дружной человеческой семьи, объединяющей всех ее членов.

Безусловный интерес в экспозиции представляют анималистические полотна западноевропейских мастеров, созданные в конце ХVIIIIX веках. Среди них: «Овцы и мул»(1785) фламандского живописца Оммеганка Бальтазара - Поля (1755-1826), «Бой петухов» А.Бедини (ХIX век), «Горные козлы» (1872) известного немецкого анималиста Морица Мюллера (1841-1899). Так, в небольшом романтическом полотне «Горные козлы», художник вновь воспевает тему семьи, где родители и их дети наслаждаются прекрасной и величественной природой гор.

Кроме живописи на выставке широко представлена анималистическая скульптура. Это произведения Каслинского завода архитектурно-художественного литья, работы советских, российских и удмуртских авторов - Андрея Марца (1924-2002),Игоря Безносова (1945-2012), Зинаиды Бушковой (1954-2025) и других. Одним из самых ранних произведений скульптуры на выставке является «Бык», созданный из чугуна на Каслинском заводе художественного литья в конце ХIX века, как копия с работы итальянского мастера ХVI века. Не смотря на относительно небольшой размер, скульптуру отличает монументальность, лаконизм и четкая простота форм, свойственная для искусства эпохи Ренессанса и классицизма. Между тем, задача скульптора, вероятно, состояла здесь в том, чтобы изучить пропорции, скелет и мышцы животного.

Особое место в экспозиции занимают графические произведения советских, российских и удмуртских авторов, выполненные в различных техниках уникальной и печатной графики. Среди них листы Лии Хинштейн (1922-2013), Никиты Чарушина (1934-2000), Василия Ватагина (1884-1969), Анвара Сафиуллина (1952) и других. Россия открыла миру немало великих анималистов. Так, Василий Ватагин посвятил всю свою жизнь изучению повадок и пластики животных. В автолитографии «Молодые антилопы» (1958), подаренной музею другим известным советским анималистом Лией Хинштейн в 1997 году, линия настолько точна и пронзительна, что животные будто оживают на глазах у зрителя.

Благодаря произведениям выставки можно проследить развитие анималистического жанра в разных видах изобразительного искусства от ХVIII века до наших дней. Кроме того прославленные мастера-анималисты здесь будто взывают к зрителю с просьбой ценить и беречь окружающий нас мир живой природы, так как любые животные, будь то птицы или аквариумные рыбки, украшают нашу жизнь, делая ее интереснее, насыщеннее и духовно богаче.

 

 

 

     

           С 10 апреля по 29 июня 2025 года в Музее искусств работает выставка «Я написал красками гимн Победе» выдающегося советского художника-баталиста, уроженца удмуртского села Киясово Петра Александровича Кривоногова. Выставка посвящена сразу двум юбилейным датам - 115-летию со Дня рождения мастера и 80-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Экспозиция включает в себя живопись, графику и личные вещи художника из собраний Удмуртского республиканского музея изобразительных искусств, Национального музея Удмуртской Республики имени Кузебая Герда и Киясовского районного музея П.А.Кривоногова.

Открывает экспозицию масштабное, полное экспрессии полотно - подготовительный этюд к знаменитой одноименной картине «Защитники Брестской крепости» (картина, написанная в 1951 году, хранится в Центральном музее Вооруженных сил в Москве).Художник, уже после окончания войны провел много времени среди руин крепости, здесь были сделаны сотни зарисовок и этюдов. На представленном полотне запечатлён острый момент боя, когда оставшиеся в живых, измученные защитники вновь идут в атаку. На лице храброго, бегущего прямо на противника бойца первого плана - решительность и бесстрашие. Композиция работы напоминает диораму, где зритель будто становится непосредственным участником этой героической битвы.

Особую ценность музейного собрания представляют уникальные фронтовые рисунки, выполненные художником, находясь в действующей армии, в непосредственной близости от поля боя. Созданные на обычной бумаге карандашом, углем, иногда акварелью эти листы запечатлели боевых товарищей автора и места сражений, разрушенные города и деревни, мрачные стороны войны. Среди самых пронзительных и драматичных - крупноформатные рисунки, выполненные на основе страшных реальных событий: «Будьте прокляты», «На пепелище», «Расстрел» (все -1940-е годы). Так, самая трагическая из них - «Расстрел», показывает целую когорту фашистов, выступающих против одного маленького и беззащитного, но сильного духом несломленного и бесстрашного мальчишки-подростка.

Созданная на основе реальных событий, необычная для художника камерная картина «В штабе» (1940-е) представляет советских командующих в процессе обсуждения плана военных действий. Круговая композиция подчеркивает единение изображенных. Полотно создавалось, вероятно, с натуры прямо на фронте, так как в процессе реставрационных работ в его красочном слое были обнаружены земля и конские волосы.

Художнику одинаково хорошо удавались как монументальные, полные динамики композиции батального жанра, так и психологические портреты. Яркий пример – портрет летчика А.В.Бабушкина (1944). Написанный с низкой точки зрения, на фоне неба, которое занимает две третьих картины, портрет передает масштаб личности героя, его несгибаемый характер и искренний патриотизм.

 

Пётр Кривоногов стал настоящим летописцем Великой Отечественной войны, пройдя ее с этюдником и автоматом наперевес от Волоколамска до Берлина. «Тяжелые испытания, выпавшие на долю моего народа, жгучей болью отразились в моем сердце» - скажет художник позднее, а тогда, на войне, он выплескивал боль и ярость своего сердца на бумагу и полотно.

 

 

Выставка «Здесь прикоснулась к холсту и бумаге душа…», посвящена 100-летнему юбилею классика удмуртского изобразительного искусства, Народного художника РСФСР Алексея Павловича Холмогорова.

Выставка включает в себя более шестидесяти живописных и графических произведений художника из собрания Музея искусств. Начало экспозиции показывает становление творчества мастера и портреты близких ему людей. Так, одним из первых женских портретов является лирическое полотно «Молодая мать-удмуртка» (1959), созданное в традициях русской реалистической живописи.  В облике молодой матери - своеобразной удмуртской Мадонны, автор передает светлую радость, врожденную грацию и душевную чистоту. Это лучшая ранняя работа художника, принявшая участие в первой республиканской выставке «Советская Россия», а через год - во Всесоюзной выставке, куда была выбрана одна от всей республики.

Исследуя и отображая знакомый с детства мир удмуртского крестьянства, художник разрабатывал и образы известных людей Удмуртии, чьи портреты представлены в следующем зале. Так, одной из визитных карточек в творчестве художника стал «Портрет дважды Героя Социалистического Труда М.Т.Калашникова» (1982). Холмогоров использует здесь интересный композиционный прием - зритель словно бы смотрит на известного конструктора снизу - вверх, его фигура полностью занимает пространство холста по вертикали, что делает Калашникова особенно важным и значительным.

К теме образов известных людей Удмуртии можно также отнести исторический портрет «Первого председателя Удмуртской автономии И.А.Наговицына» (1969), «Портрет удмуртского композитора Корепанова Германа Афанасьевича» (1965), «Портрет лыжницы Галины Кулаковой» (1980) и другие.

Тридцатилетие Победы, одержанной советским народом в борьбе против фашизма, было отмечено в изобразительном искусстве СССР появлением знаковых монументальных произведений. Ярким примером стал триптих Холмогорова «Солдаты». В Музее искусств находится левая часть триптиха «Выстояли» (1974), отличающаяся эмоциональной напряженностью и драматизмом. Полотно посвящено бойцам-героям, которые с помощью невероятных нечеловеческих усилий смогли отразить танковую атаку. Эта картина явилась данью памяти товарищам художника, павшим в боях Великой Отечественной.

Теме войны посвящен масштабный групповой портрет «Ветераны Великой Отечественной войны из Удмуртии» (1971-1974). Среди изображённых - Герои Советского Союза А.Н.Сабуров и А.А.Девятьяров, писатель М.А.Лямин, а также И.Д.Лукин, В.Н.Перминов, И.М.Телятников, Н.Нариманов. Все они - заслуженные люди, известные в Удмуртии и за её пределами. Посвящённое им произведение стало не только документально точным портретом, но и размышлением о человеческих судьбах и характерах.

Последний зал экспозиции представляет масштабное автобиографическое полотно «Консилиум» (1976-1979) - одно из лучших в творчестве зрелого мастера. Картина отличается тщательно выстроенной продуманной композицией, правдивостью и узнаваемостью портретных характеристик каждого из изображенных персонажей, сдержанным колоритом, построенном на сочетании серебристо-серых и темно-красных цветов. Рядом с полотном показана подготовительная работа к картине, своеобразная «кухня художника»: портретные этюды врачей и неоконченный портрет хирурга Амосова, который мастер так и не успел завершить...

Алексей Павлович Холмогоров вошел в число ведущих живописцев России. Его произведения глубоко и многогранно отражают различные стороны истории и современной автору жизни Удмуртии, являясь своеобразной летописью и коллективным портретом ее жителей. Работы художника отражают процесс становления и развития профессионального изобразительного искусства республики в последнюю треть ХХ века.

 

 

 

Посещайте музей по Пушкинской карте.


«Пушкинская карта» — это всероссийская культурная программа, стартовавшая 1 сентября 2021. Благодаря ей молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет смогут за счет государства посещать культурные мероприятия по всей стране.

Записаться на мастер-класс и экскурсии можно через сообщения в сообществах или по телефонам: 43-17-85; 8912448509.