- Подробности
-
Дата публикации
Ещё один шедевр коллекции Музея искусств – марина Хендрика Месдага «Рыбачьи суда». 1873. Холст, масло.
Полотно передано в 1986 из Удмуртского республиканского краеведческого музея.
На картине представлен Схевенинген, пригород Гааги, старейший морской порт, расположенный на побережье Северного моря, к изображению которого художник обращался во многих своих произведениях.
Полотно является своеобразной ретроспективой голландского морского пейзажа 17 века: горизонтальный вытянутый формат, серебристо-охристый «музейный» колорит, довольно точное реалистичное изображение рыбацких судов с фигурой рыбака в правой части. Но велики и достижения Гаагской школы живописи: ощущение прозрачной лёгкости и влажности воздуха, переходное атмосферное состояние то ли раннего утра, то ли тихого пасмурного дня. Море спокойно, лишь мелкая рябь видна у берега. Линия горизонта плавно и почти незаметно переходит в низкое, покрытое облаками небо. Композиция картины при всей её выстроенности, обладает определённой кадровостью. Так, левая часть полотна - достаточно тяжёлая, наполненная изображением рыбацких судов противостоит облегчённой правой части.
Спустя несколько лет после написания полотна «Рыбачьи суда», в 1881 году художник изобразил Схевениниген на своей знаменитой панораме. Эта картина высотой 14 м. и длиной 120 м. выставляется сейчас в Гааге в специально построенном для неё здании.
Хендрик Виллем Месдаг (1831—1915) самый известный художник –маринист в Голландии 19 века. Месдаг родился в городке Гронинген, на севере Голландии. Будучи сыном банкира, Клааса Месдаха, сначала он продолжил дело отца, а затем в 35 лет решил посвятить себя живописи, поддерживаемый в этом решении своей женой С. Ван Хаутен, также художницей. Оба уехали в Брюссель, затем вернулись в Голландию и продолжили обучение в Гааге.
Большую роль в развитии голландского искусства этой эпохи сыграла Гаагская Академия художеств. Подобно барбизонцам, художники этой школы, стремились показать пейзаж, наполненный воздухом и светом; много работали на пленэре. Проблема пленэра нашла свое решение и в морских пейзажах Месдага. Он был первым маринистом в искусстве Голландии 19 века, который изобразил Голландию как морскую страну, до него не показанную его современниками. Марины живописца — плод длительного и глубокого изучения натуры. Получив художественное образование в Бельгии, Месдаг окончательно сложился как незаурядный художник в годы жизни в Гааге, где он, начиная с 1869 г. пишет морские пейзажи в Схевенингене, старейшей гавани Голландии.
Море у Месдага — это постоянно покоряемая человеком стихия. Его картины, выставлявшиеся на многих голландских, парижских, английских и немецких художественных выставках того времени, изображают море, преимущественно в моменты бури или ее приближения, и отличаются превосходной передачей воздуха, мастерской перспективой и верностью в воспроизведении судов и их деталей. Художник изображает море в разное время дня, при различной погоде, то тихим и покорным, то бурным и опасным. Мастер пишет море чаще всего с рыбацкими лодками, уходящими под парусами в открытое море или возвращающимися после рыбной ловли. В его маринах всегда много воздуха, который смягчает силуэты лодок. Их очертания почти сливаются на горизонте с небом. Произведения Месдага часто написаны в желто-серой гамме красок, такой характерной для Северного моря.
В 1870 году художник участвовал в Парижском салоне и завоевал там золотую медаль за своё полотно Волнорезы в Северном море.
Хендрик Месдаг сыграл большую роль в художественной жизни Гааги. Он был не только известным художником - маринистом, но и первым крупным коллекционером современной живописи. Собранная мастером коллекция полотен легла в основу музея его имени в Гааге.